В Беларуси по-прежнему остается острой проблема хищений денег со счетов. Из 10 тысяч киберпреступлений, совершенных на территории нашей страны за 7 месяцев, на их долю приходится почти 9 тысяч. По сравнению с таким же периодом прошлого года количество таких хищений увеличилось более чем на 70%.
МВД Беларуси назвало 3 типичных схемы, по которым действуют кибермошенники.
Первая схема. Одна из самых актуальных – звонок якобы от правоохранителей. Неизвестный представляется милиционером, называет фамилию, имя, отчество, звание и должность – данные действующих сотрудников размещены в открытом доступе на официальных сайтах госорганов (а может назвать и вымышленные ФИО). Как правило, под предлогом защиты банковского счета просит предоставить реквизиты доступа к нему. В этой схеме аферист надеется на стрессовую ситуацию, в которой оказывается жертва, и ее секундное замешательство.
Вторая схема — «получение кредита». Аферист звонит, в основном на Viber, и представляется правоохранителем или сотрудником службы безопасности банка и сообщает, что якобы с его счета кто-то пытается вывести все деньги. Звонящий предлагает совместно поймать преступника: для этого от клиента банка требуется открыть кредитную линию и сообщить реквизиты счёта. Если жертва следует алгоритму, то злоумышленник похищает все деньги, оставляя пострадавшего с обязательством погашения полученных кредитов.
Третья схема – получение дистанционного доступа к смартфону. Злоумышленник под видом работника банка сообщает жертве об угрозе, нависшей над ее банковским счетом. Якобы для защиты данных просит абонента установить на своем телефоне программу удаленного доступа («AnyDesk», «TeamViewer» и др.) и предоставить ему код доступа. Если жертва соглашается, то аферист получает полный контроль над устройством: как правило, он заходит в приложение интернет-банкинга на смартфоне владельца и переводит деньги на свой счет.
! МВД в очередной раз напоминает: мошенники могут быть очень убедительными! Они могут видоизменять схемы. Однако для того, чтобы не стать жертвой преступления, достаточно всего лишь следовать простым правилам цифровой безопасности.
- Никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте по телефону незнакомцам персональные данные, коды из СМС и т.д. Работники банков или правоохранительных органов владеют всей необходимой информацией, им не надо ничего у вас узнавать.
- Ни в коем случае не предоставляйте доступ к устройству посторонним. Не устанавливайте по их просьбам программы и не сообщайте коды доступа, сессионные ключи, пароли из СМС.
- Заблокировать ваш карт-счет работники банка могут и без вашего участия, поэтому все подобные звонки – очевидное мошенничество.
- Если у вас возникли сомнения в отношении происходящего, незамедлительно обратитесь в банк и сообщите о звонке.
- Обезопасьте свой основной банковский счет! Для совершения онлайн-платежей откройте в том же банке второй, который сможете пополнять при необходимости. И если даже он будет скомпрометирован, основной останется в безопасности.
- Не передавайте в руки незнакомым людям свой телефон! Нередки случаи, когда под предлогом позвонить родственнику мошенники просят воспользоваться вашим телефоном и моментально открывают микрокредит на ваше имя, переводя деньги на свой счёт.
Источник: mvd.gov.by
Фото иллюстративное из открытых интернет-источников