У сегодняшних мам и бабушек не было смартфонов, компьютеров, планшетов, игровых приставок. Однако это отнюдь не мешало им весело проводить время и развиваться. Ведь у каждого из них были друзья, в школе, во дворе, у бабушки в деревне. Дети катались на обычных велосипедах (без скоростей и других «наворотов»), пускали бумажные кораблики по весенним ручьям, придумывали игры с палкой и консервной банкой, воровали яблоки и груши в чужих садах и ели вишни прямо с косточками. Ребята уходили из дома утром, а возвращались уже под включенными уличными фонарями. В какие игры играли те дети и которые уже, наверное, никогда не поиграют наши дети. Вспоминаем игры нашего детства.
Классики
Правила игры: мелком или камешком на асфальте рисуются квадратик (клеточки) с цифрами от 1 до 10. Подбирается желательно плоский камешек, которым поочередно кидается в квадрат с цифрой. После каждого броска, игрок должен пропрыгать весь путь, поднять свой камешек и вернуться. Выигрывает тот, кто пройдет весь путь от 1 до 10 первым. Играть также можно одному.
Что развивает игра: если играют совсем маленькие детки, то узнают цифры, развивается также меткость ловкость, способность концентрироваться.
Вышибалы
Правила игры: на площадке с разных сторон встают два игрока. Остальные дети находятся по середине площадки. Задача тех двоих, что по бокам мячом выбить тех, кто находится в центре, а тех, кто в центре – увернуться. Если мяч попадает в центрального игрока – он выбывает. Если игрок, находящийся в центре ловит на весу мяч, то выбывший игрок может вернуться в игру. Если же центральный игрок ловит мяч от земли, то он тоже считается выбитым. Последний, кто остается в центре должен увернуться столько раз, сколько ему лет. В этом случае все выбитые ранее возвращаются на поле.
Что развивает игра: ловкость, способность уворачиваться, реакцию, заботиться о товарище, переносить боль, хотя сильные травмы встречались в такой игре очень редко.
Резиночки
Правила игры: резиночки это преимущественно игра для девочек. Суть игры заключалось в том, что участницы должны исполнить прыжки через обычную резинку, натянутую между двух человек, и выполнить разные фигуры и комбинации. Поэтому идеальное число играющих это три–четыре девочки. Резинка натягивается на разной высоте, начиная от щиколотки ноги, затем поднимается выше до колена, затем до бедра, плеч и шеи. Как только участница, которая прыгает, допускает ошибку, происходит замена, она становится держать резинку, а прыгает та, которая держала.
Если играют четыре девочки, то смена происходит парами.
Что развивает игра: во-первых, игра учит побеждать, а также уметь достойно проигрывать. Во-вторых, умение высоко прыгать, а также развивает вестибулярный аппарат ребенка.
Море волнуется раз
Правила игры: выбирается ведущий из числа участников игры. Он выходит на середину и говорит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока произносится считалка, остальные участники двигаются и изображают морские волны. Когда считалка заканчивается, дети должны замереть, изображая какую-нибудь фигуру.
Затем ведущий, должен подойти к участнику и дотронуться до него рукой. Тот, в свою очередь, начинает изображать свою фигуру в действии, а ведущий ее угадывает. Становится ведущим тот игрок, чью фигуру не смогли угадать.
Что развивает игра: игра развивает у детей артистичность, спонтанность и воображение.
Казаки-разбойники
Правила игры: дети делятся на две команды. Одна команда — это казаки, а вторая — разбойники. Затем договариваются на какой территории они играют и на какую заходить нельзя. Затем команда разбойников должна загадать слово, которое является секретным, а команда казаков тем временем должна отойти на расстояние, чтобы не видеть команду разбойников.
Затем команда разбойников убегает, помечая мелом направление своего движения на заборе, дороге или других встречающихся по дороге предметов. Затем они разбегаются в разные стороны и пытаются запутать команду казаков.
Казаки должны следовать по стрелкам и искать команду разбойников. Как только казак поймал разбойника, он приводит его в импровизируемую тюрьму и должен выпытать секретное слово. Разрешается применять даже крапиву. Команда казаков побеждает, как только выпытает это самое загаданное слово.
Что развивает игра: игра развивает навык ориентирования на местности, в игре дети активно бегают и преодолевают разные препятствия, что также развивает их общее физическое развитие.
Съедобное-несъедобное
Правила игры: дети выбирают ведущего и затем садятся в ряд. Ведущий по очереди кидает мяч игроку и называет любой предмет. Игрок должен поймать мяч, если названный предмет съедобный, например, яблоко и отбить мяч, если предмет не съедобный, например, игрушка. Ведущий должен запутать игрока, например, называть поочередно съедобные предметы картошка-арбуз-суп, а кинуть, назвав предмет не съедобный, например ботинок. Если игрок, который ловил мяч, отбил предмет съедобный или наоборот, словил предмет не съедобный, то он становится ведущим.
Что развивает игра: внимание, реакцию и чувство юмора.
Ножички и земельки
Правила игры: дети на земле рисуют круг. Затем этот круг разделяют на зоны. Сколько игроков, столько и зон. Кидая по очереди ножик в землю на территорию соседа, если он втыкается, игрок отрезает кусок земли по линии, где воткнулся нож. Если нож не воткнулся в землю, то кидает следующий игрок. Задача игроков забрать как можно больше земли.
Что развивает игра: осторожность к холодному оружию, умение обращаться с ножом, ловкость, точность и внимание.