Судебные эксперты констатируют: число проводимых экспертиз по данному препарату в последнее время увеличилось в разы.
Коварный убийца
Наркотические средства и психотропные вещества, как и любые подозрительные порошки и жидкости, изъятые правоохранителями, попадают на стол судебных экспертов-химиков. Их задача – установить природу данного вещества, выдать соответствующее заключение. Для этого в УГКСЭ по Гродненской области есть современный аналитический прибор – хромато-масс-спектрометр, рассказывает начальник управления специальных экспертиз Андрей Лукша. Прибор позволяет определять все виды наркотиков, заложенных в библиотеку, и идентифицировать их. На сегодня в перечне таковых более 700. В среднем эта процедура занимает от сорока минут до часа, рассказал Андрей Лукша. Каждая пятая такая экспертиза проводится в срочном порядке по ходатайству сотрудников милиции, таможни и других заинтересованных органов. Кстати, на исследование попадают не только предполагаемые наркотики, но даже смывы с рук, подногтевое содержимое, приспособления для курения, бумажный лист, в который было завернуто вещество…
В последние два года судебные эксперты отмечают постепенное уменьшение числа проводимых экспертиз наркотических средств и психотропных веществ. Однако обеспокоены тем, что значительно возросло количество исследований по метадону. Если в прошлом году из 1 000 экспертиз и исследований их было всего одно, то в этом уже более тридцати. По словам Андрея Лукши, ранее эта проблема была актуальна для восточных областей нашей страны – Гомельской, Могилевской. Теперь, как видим, метадон добрался до Гродненщины. И если ранее он попадал к нам в основном из России, то в настоящее время никто не исключает, что метадон изготавливают кустарным способом, предполагает собеседник. Имея определенные знания и реактивы, народным умельцам-химикам в общем-то не составит труда его синтезировать.
– Метадон – это синтетический лекарственный препарат, который в медицине принимается как анальгетик. Схож с морфином, но его действие более длительное и в полтора раза сильнее. В конце 80-х – начале 90-х годов он получил широкое распространение в лечении героиновой зависимости, – вводит в курс дела Андрей Викторович. – И если в медицине его используют исключительно внутрь, запивая водой, причем определенную дозу, то наркоманы попросту растворяют и вводят данный раствор в вену или мышцу.
Самое страшное, что в погоне за кайфом люди зачастую в несколько раз превышают допустимую дозу. От эйфории до остановки дыхания – один шаг. Организм, как правило, передозировки не прощает. Увы, это подтверждают и цифры статистики, замечает Андрей Лукша: за девять месяцев текущего года на Гродненщине зарегистрировано 11 фактов передозировки наркотиками, пять из них – с летальным исходом. Все смертельные случаи связаны с употреблением метадона.
! На прошлой неделе, по сообщению Telegram-канала МВД Республики Беларусь, 39-летний гродненец умер от передозировки метадоном. Сотрудники наркоконтроля выяснили, что в тот день погибший вместе с друзьями выпивал у себя дома. Позже один из гостей, 44-летний мужчина, принес пакетик с наркотиком и приготовил дозу для себя и хозяина квартиры. Последнему после употребления стало плохо. Его вынесли на улицу, на скамейку у подъезда, и вызвали «скорую». Гродненец, угостивший друга, был задержан. Во время разбирательства он потерял сознание, его госпитализировали: медики также зафиксировали острое наркотическое отравление. В отношении мужчины возбуждено уголовное дело за незаконный оборот наркотиков, повлекший по неосторожности смерть человека. Санкции статьи предусматривают наказание от 12 до 25 лет лишения свободы.
Спайсовый финал
Какие наркотики чаще всего попадают на стол к судебным экспертам-химикам?
В 2010-2015 годах бичом стали новые синтетические наркотики и психотропы, так называемые дизайнерские, или спайсы. Они являлись аналогами особо опасных психотропных веществ или воспроизводили их психоактивные действия. Под воздействием спайса люди совершали преступления, суициды. Некоторым хватало несколько затяжек, чтобы попасть в реанимацию.
– Проблема была еще и в том, что их ассортимент стремительно расширялся, новые виды не успевали вносить в Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, – вспоминает Андрей Лукша. – В 2012 году на законодательном уровне ввели понятие «аналоги наркотических средств, психотропных веществ», а затем в 2015 году – «базовая структура». Это позволило не пускать в нашу страну новые дизайнерские наркотики. К тому же очень своевременно был принят Президентом антинаркотический декрет. Ответственность за наркопреступления ужесточили. Такая достаточно жесткая профилактика подействовала.
Совместными усилиями удалось остановить спайсовый бум – данные вещества в настоящее время практически не встречаются.
Синтетические наркотики и сегодня составляют основную массу из всех, которые попадают на экспертизу в УГКСЭ по Гродненской области. Однако если раньше были распространены амфетамин, метамфетамин, экстази, то на их место теперь пришли другие психотропы – так называемые соли и скорости. Они тоже крайне опасны, так как поражают центральную нервную систему, внутренние органы, предостерегает собеседник. Коварство синтетических наркотиков в том, что даже одна частица может возыметь необратимый эффект.
Классические наркотики, такие, как марихуана и гашиш, на экспертизу также поступают, но уже реже. Так же, собственно, как и кокаин и героин.
– Популярный в одно время опий – сильнодействующий наркотик, получаемый из мака, сегодня тоже изымается нечасто, – рассказывает Андрей Лукша. – Практика показывает, что им увлекаются бывалые наркоманы. Как минимум, для этого нужно вырастить мак или найти место его произрастания. Новички в этом деле не хотят заморачиваться, им проще купить готовый наркотик. Да и манипуляции с инъекцией вызывают негативные ассоциации у большинства, особенно у начинающих или тех, кто решился на «удовольствие» за компанию.
Запрещенный «сувенир»
– Немало экспертиз гродненские судебные эксперты-химики проводят по инициативе таможенной службы. В свое время актуальны были случаи, когда из-за границы ввозили лекарственные средства, содержащие наркотические или психотропные вещества, – рассказывает Андрей Викторович. – Сегодня таких фактов у нас почти нет, люди осведомлены: чтобы привезти такой препарат, необходимо иметь выписку от врача или рецепт на него.
А вот фиточаи, содержащие коноплю, народ возит до сих пор, причем регулярно, рассказал собеседник. В некоторых странах небольшое ее содержание допускается. В Беларуси же для хранения и перемещения запрещено любое количество. Если судебный эксперт-химик подтвердит, что в сборе присутствует вещество тетрагидроканнабинол, то его причислят к марихуане. А человеку придется отвечать перед законом.
По-прежнему находятся и те, кто из путешествия привозит сувенирный алкоголь с веточкой конопли. И если в некоторых государствах такой можно приобрести в специализированных магазинах, то в Беларуси он тоже запрещен, поэтому такой товар изымается на границе и направляется на экспертизу: отдельно исследуются и напиток, и части растения.
Легких наркотиков не бывает, обращает внимание Андрей Лукша. Все подобные вещества в той или иной мере наносят вред здоровью. А иногда непоправимый. Судебные эксперты наряду с правоохранителями и медиками ведут целенаправленную профилактическую работу в данном направлении, выступают с беседами в учебных заведениях. Главное, чтобы люди как можно раньше поняли: каким бы многообещающим ни был бы кайф от употребления наркотиков, он не стоит ни одной жизни.
Источник: sudexpert.gov.by