Фото: Sputnik / Инна Гришук
Через две недели после того, как польская сторона закрыла движение фур через самый крупный на белорусско-польской границе пункт пропуска «Кузница-Брузги», очереди на въезд в ЕС на остальных пунктах пропуска выросли в два раза. На некоторых направлениях, чтобы попасть в Европу водителям-дальнобойщикам приходится стоять в очереди по 6-7 дней.
Взять границу за семь дней
«Я своих дома перед отъездом предупредил, что в сторону Европы границу за семь дней возьму, думаю, за столько же обратно. Чтобы из рейса раньше, чем через полмесяца не ждали», — реалистично рассуждает дальнобойщик Александр, который утром 23 ноября занял очередь из фур к пункту пропуска «Привалка», хвост которой растянулся на 11 километров.
По рации мужчине рассказали, что коллеги водители, которые стоят почти у шлагбаума пограничников на въезде в пункт пропуска, провели в очереди 5-6 дней. Смогут ли они сегодня заехать за шлагбаум – большой вопрос. В лучшем случае, это произойдет утром среды.
Фото: Sputnik / Инна Гришук
«Очередь движется ночью, днем обычно стоим на месте», – объяснил другой водитель, Сергей, его машина стояла в 300 метрах от шлагбаума, в очереди он провел пять суток. Триста метров – вроде небольшое расстояние, но на границе его иногда можно проехать только за 10-12 часов. Чтобы пройти оформление на литовской стороне, уйдет еще не меньше суток. Там все процедуры местная таможня проводит очень медленно.
Так долго границу проходят впервые
Дальнобойщики тяжело вздыхают, предвкушая длительное ожидание, и вспоминают хорошие времена, когда не было кризиса с мигрантами на границе и пункт пропуска «Кузница-Брузги» работал в штатном режиме.
Многие водители, которые раньше пересекали границу только через Польшу, не знали, что в литовском направлении очередь всегда идет медленно. Когда же поток машин, который раньше ехал через «Кузницу-Брузги», распределился по другим пунктам пропуска, в литовском направлении, стало еще сложнее.
Фото: Sputnik / Инна Гришук
Водитель фуры Алексей добавляет, что еще месяц назад пересечь границу за сутки или двое – это было нормой, три дня стоять в очереди считалось катастрофой.
«Оказывается, бывает и хуже, катастрофа – это здесь семь суток ждать въезда в ЕС. Мне уже объяснили, что здесь очередь сильно тормозят литовцы, которые оформляют машины крайне медленно, а нам приходится ждать, да еще и в таких диких условиях», — отмечает водитель.
Пункт пропуска «Кузница-Брузги» – самый крупным по пропускной способности на белорусской-польской границе. Когда движение через него закрыли, это тут же сказалось на очередях на всей границе Беларуси со странами ЕС. Пункт пропуска «Привалка» на белорусско-литовской границе отличается еще и тем, что здесь нет ни электронной очереди, а на подъезде к нему нет большой стоянки-накопителя, где водители могли бы припарковать фуры в ожидании очереди.
Приходится стоять вдоль дороги и периодически подъезжать вперед. Нормально отдохнуть в таких условиях невозможно.
Водители: «Мы как мигранты, тоже в лесу без воды и еды»
Мужчины шутят и сравнивают себя с мигрантами, которые тоже неделю жили у польской границы в палатках без источника воды и еды.
«Многие ехали на границу с расчетом, что пересекут ее за два-три дня, не брали с собой большого запаса еды и воды. А оказалось, что надо стоять шесть-семь суток. У многих, кто давно приехал, уже закончились продукты. Купить их негде. Здесь только лес и дорога», – говорит дальнобойщик Эдуард.
У водителей тут же родилась идея, которая появилась после наблюдений за жизнью лагеря мигрантов в транспортно-логистическом центре «Брузги».
«Почему все только о мигрантах заботятся. Мы тоже люди. Пусть бы и сюда стали приезжать автолавки. Поверьте, пользовались бы большим спросом. Выручку мы бы им нормальную здесь на границе сделали. Тут же лес кругом, еду купить негде», – предложили водители фур.
Они объясняют, что в районе границы нет магазинов. Водителям, у которых совсем не осталось еды, приходится отцеплять машину от прицепа и ехать в ближайший магазин, закупать продукты сразу для 5-10 человек. Но это неудобно, да и не всегда безопасно. Отдельный вопрос – это отсутствие элементарных удобств.
«Представьте, каково это неделю жить в маленькой будке машины среди леса, не иметь возможности ни в туалет сходить, ни в душ, ни продукты купить. Вот я взял две булки хлеба, но их на неделю не хватит. Машину здесь развернуть сложно. А на такси в город дорого ездить, так всю зарплату потратишь», – отметил дальнобойщик Станислав.
Видели очереди, но такие – впервые
Все водители, без исключения, на вопрос о том, помнят ли они такую долгую по времени ожидания очередь, говорят, что нет. Самое длительное ожидание было дней на 4-5, да и то, когда у литовских таможенных служб были перебои с работой программ. Сейчас перебоев нет, но ждать приходится дольше.
«Тридцать лет работаю в грузоперевозках, но такое вижу впервые. Это все политики. Прибалты, поляки имеют претензии к Беларуси, а страдают из-за этого простые водители», – отметил один из мужчин в очереди.
«У людей уже заканчивается терпение. Если бы была стоянка-накопитель, здесь было бы спокойнее. Сами посмотрите, длина очередь – 10-12 километров, в ней почти 500 машин. А биотуалеты только на стоянке в двух километрах от пункта пропуска. Да и то, один не работает, а второй чистят очень редко. Биотуалеты здесь должны стоять через каждые 100-200 метров. Что делать водителям? Посмотрите, сколько по свежему снегу тропинок в лес натоптали. Просто у нас другого выхода нет», – отметил дальнобойщик Эдуард.
Лучше не становится
К полудню вторника очередь выросла до 12 километров. Водители объясняют: если скорость оформления не увеличится, она продолжит расти, что будет к выходным – даже страшно представить.
«В понедельник сюда не подъезжало много машин. Сегодня многие фуры уехали на другие пункты пропуска, решили, что не будут так долго ждать. А новые машины подъезжают более активно. К вторнику многие загрузились, оформили все документы и двинулись на границу», – отметил водитель Станислав, добавив, что в ноябре и декабре транспортные потоки через границу всегда увеличиваются из-за рождественских и новогодних праздников.
Транспортный коллапс и многокилометровые пробки из фур на границе, возникшие на фоне миграционного кризиса, вызываю обеспокоенность не только у белорусских, но и российских транспортных компаний. Это грозит увеличением цен на транспортные услуги. Цена увеличивается за счет более длинного объездного пути, а также за счет длительного ожидания в очередях на границе.