Как не попасться на удочку интернет-мошенников — рассказывает оперуполномоченный управления «К»

Как не попасться на удочку сетевых «охотников» и насколько реально их наказать?

В эпоху цифровых технологий мошенничество все стремительнее уходит в киберпространство. Если еще в 2015 году на Гродненщине преступления в Сети составляли 2-3 процента от общего числа злодеяний, то сейчас – 20 процентов.

Самое удивительное, что зачастую злоумышленникам не приходится прилагать практически никаких усилий, чтобы жертва в считанные минуты предоставила свои личные данные или, например, номер банковского счета и распрощалась со сбережениями.

Как не попасться на удочку сетевых «охотников» и насколько реально их наказать? Об этом и не только – в интервью корреспондента «Гродненская правда» с Денисом Жешко, старшим оперуполномоченным по особо важным делам управления по противодействию киберпреступности УВД Гродненского облисполкома.

– Киберпреступность сегодня носит глобальный характер и охватывает весь мир. Как с этим обстоят дела в Гродненском регионе?

– Не секрет, что Интернет здорово облегчил нам жизнь. Но в то же время добавил проблем, в первую очередь – обычным пользователям Сети, которые зачастую из-за наивности и невнимательности попадаются на удочки кибермошенников. Люди лишаются денег, и порой немалых.

За этот год в нашем регионе зарегистрировано порядка 1 700 киберпреступлений. В 90 процентах случаев это хищение средств. За последние 11 месяцев украдено свыше 1 миллиона 500 тысяч белорусских рублей. Остальные 10 процентов – это взломы аккаунтов в соцсетях, выманивание денег, ложные сообщения об опасности, шантаж. Представим одну из самых распространенных ситуаций: мошенник взламывает чью-то соцсеть, овладевает личной информацией об этом человеке и начинает его шантажировать. Мол, «если не переведешь мне на карту энную сумму денег, перешлю все, что нашел, твоим друзьям и близким». Люди в панике и страхе соглашаются на это условие и, сами того не понимая, загоняют себя в ловушку. Почти в ста процентах случаев, если преступнику удалось вынудить из кого-то средства, он уже не остановится. Требовать плату за молчание могут месяцами, а то и годами, и люди идут на поводу.

– Есть такие примеры и в нашем регионе?

– Случаи вымогательства редки, но встречаются. Иногда это касается не одного конкретного человека, а компаний, предприятий. В этом году в нашей области были три случая, когда мошенникам удавалось зашифровать данные организаций и после требовать деньги за их восстановление. Как это происходит? Очень просто, в основном из-за невнимательности сотрудников. Злоумышленник присылает на корпоративную почту некое письмо, где нужно перейти по ссылке. Не особо вникая, потенциальная жертва «кликает» по этой ссылке, и все данные ПК охватывает вредоносная программа. Позже мошенники сами объявляются и буквально прямым текстом говорят: «Мы взломали ваш компьютер, все данные, которые там хранились, принадлежат теперь нам. Если хотите их вернуть – платите». Стоит помнить, что нельзя доверять вымогателям. Как правило, заполучив средства, они благополучно исчезают вместе с деньгами и украденными данными.

– Есть ли способ защититься от подобных атак киберпреступников?

– К сожалению, никто от этого не застрахован на все сто процентов. Однако противостоять таким вымогателям можно. Если речь о компаниях, то в первую очередь стоит позаботиться о системе безопасности. В штате не помешает грамотный программист, который бы обеспечивал защиту данных и держал их под надежным контролем. И, конечно, быть внимательными: не переходить по подозрительным ссылкам и не скачивать такие файлы. Это как минимум.

– Но ведь самыми популярными видами интернет-мошенничества по-прежнему остаются уже знакомые многим понятия «вишинг» и «фишинг»?

– Это так. Казалось бы, о телефонных «разводах» говорят уже на каждом шагу. Тем не менее своих жертв злоумышленники находят. Чаще всего они притворяются сотрудниками финансовых учреждений, в которых обслуживаются ваши карты. Поэтому не лишним будет напомнить, что сотрудники банков не имеют права узнавать личную информацию посредством звонка. Стоит обращать внимание на номера телефонов: как правило, звонки поступают с кодами других стран, и это первый вестник обмана. Кроме того, за последние год-два преступники звонят через популярные мессенджеры, например, Вайбер. Первое, что нужно сделать, – позвонить в банк по номеру, который указан на обратной стороне карточки, уточнить все нюансы.

– Казалось бы, звонок мошенника от реального сотрудника банка отличить может уже любой, даже школьник…

– Как показывает опыт, нередко наивность и доверчивость наших людей берут верх над здравомыслием. Этот факт, к сожалению, подкрепляет и печальная статистика, которую я приводил выше.

Расследуя некоторые дела, поражаешься, как люди ведутся на совершенно очевидные обманы. К примеру, не так давно жительнице одного из райцентров начали звонить и предлагать взять кредит в банке. Обещали якобы небольшой процент и выгодные условия. И вот представьте: женщина, которая до этого звонка, возможно, и вовсе не собиралась брать никаких кредитов, ведется на эту провокацию и даже едет в город соседней области, чтобы оформить его. После «удачного» завершения сделки доверчивую гражданку заверили, что деньги обязательно нужно положить на специальный банковский счет. Нетрудно догадаться, что после этого они благополучно исчезли. А обязательства перед банком никуда не делись. Сумма ущерба составила порядка 25 тысяч белорусских рублей. И таких случаев много.

– Раскрываемость киберпреступлений не самая высокая?

– Около 13 процентов. И это действительно небольшой показатель. Связано это с тем, что киберпреступность обрела трансграничный характер: в Беларуси зачастую орудуют мошенники из других стран, как правило, из России и Украины. Украв деньги, они «перебрасывают» их с одного счета на другой, цифра может доходить до десяти. И в таких случаях украденные деньги вернуть практически невозможно. Существует множество сервисов, которые позволяют им изменить номер телефона и скрыть IP-адрес. Если же преступление против нашего гражданина совершено на территории Республики Беларусь, то такие дела практически всегда раскрываются.

– Зато, если не ошибаюсь, установка скиммеров и шиммеров на банкоматы почти сошла на нет.

– Действительно, таких случаев все меньше. В этом году на Гродненщине таких преступлений не зарегистрировано. Связано это с разными факторами. Например, с ограничением на передвижение между странами из-за коронавируса: как правило, такие мошенники приезжают из-за границы. Кроме того, преступники не стоят на месте, осваивая новые, более «безопасные» для них виды мошенничества. Грубо говоря: им стало проще воровать деньги, попросту сидя дома на диване.

– Какие из задач, которые стоят сегодня перед управлением «К», выходят на передний план?

– Главными всегда были и остаются задачи по защите наших граждан от действий интернет-мошенников и их вычислению. Сегодня наше внимание направлено и на то, чтобы люди более грамотно относились к защите своих личных данных и умели отличить правду от лжи. Сейчас, например, проходит профилактическая акция «Декада кибербезопасности». Она направлена на противодействие киберпреступности и повышение цифровой грамотности населения.

– Напоследок озвучьте несколько советов, как не попасться на уловки интернет-мошенников?

– Прежде всего помнить, что любая просьба сообщить ваши данные должна насторожить вас. Если звонят, представившись сотрудником банка, нужно помнить, что ваши данные ни один настоящий сотрудник банка не спросит у вас по телефону, а пригласит в отделение для выяснения возникших вопросов. Нужно использовать сложные пароли в соцсетях и личных кабинетах, важно и то, чтобы везде они были разные. Остерегайтесь ложных веб-сайтов, пользующихся правдоподобно выглядящими логотипами широко известных банков или других организаций – в случае сомнений необходимо связаться с банком или организацией напрямую и навести справки. Не пользуйтесь ссылками в сообщении, посланном по электронной почте: всегда находите контактные данные с помощью поисковой системы, телефонного справочника или другого независимого источника. Попробуйте завести несколько банковских карт. Первую можно использовать как расчетную – в магазинах, на заправках. Вторая – виртуальная. Ее можно использовать при оплате в интернет-магазинах, переводя на нее определенную сумму. На третьей карте лучше всего хранить свои сбережения.

Это далеко не все советы, которых стоит придерживаться, но даже их выполнение с большой вероятностью оградит вас от коварных уловок киберпреступников и позволит уберечь ваши средства. А вместе с тем и нервные клетки.

 

Что думаете?
+1
2
+1
0
+1
2
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
Поделиться
  •  
  • 14
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    14
    Поделились
телеграм гродно 360