Ни в одном стандарте понятие «холодный пуск» не оговаривается. Хотя смысл, конечно же, понятен: речь о пуске мотора, температура которого равна температуре окружающей среды. Летом эта тема неинтересна, а вот с приходом морозов появляются вопросы.
Почему-то принято приравнивать холодный пуск к какому-то пробегу автомобиля в километрах. Эксперты всех мастей сообщают, что каждый такой пуск сокращает ресурс мотора то ли на 100 км, то ли на 200. Откуда берутся эти цифры, никто не знает, да и не может знать, поскольку однозначной связи между пусками и пробегом не существует. Слишком многое определяется, реальным состоянием мотора, параметрами залитого в него масла, режимом эксплуатации и т.п. Вместо того, чтобы пугать автовладельцев, достаточно просто напомнить им, что детали мотора (как и коробки, кстати говоря!) после пуска нуждаются хотя бы в минимальном прогреве, а потому не стоит лихо газовать, выбираясь на волю из наметенного за ночь сугроба.
Впрочем, это уже следующее популярное заблуждение. Мол, современные моторы настолько совершенны, что на мороз им наплевать, а потому греть их не нужно. Официальные представители автокомпаний согласно кивают: мол, ничего не нужно. И лишь инженеры тех же компаний потихоньку кивают – надо, мол. Потому что, по сути, двигатель современного Ауди или БМВ ничем не отливается от древнего мотора «Волги»: там по-прежнему присутствуют поршни, кольца, подшипники. И нагреваются эти детали очень неравномерно: к примеру, днища поршней раскаляются почти сразу, а вот области канавок, соприкасающиеся с холодными стенками цилиндров, делают это медленнее. Отсюда – серьезные температурные перепады и высокие напряжения. Поэтом излишние нагрузки на непрогретом движке очень вредны. А все советы, что дескать греть мотор не обязательно, появляются и-за борцов за экологию, которым считают, что с каждой минутой простоя заведенной машины увеличивается озоновая дыра, ускоряется таяние ледников и т.п.
Между прочим, даже при отсутствии мороза мотор желательно чуть-чуть прогреть. Ведь даже при положительной забортной температуре детали и рабочие жидкости должны выйти на свои рабочие температуры, а мгновенно это не получается. Процесс при этом идет неравномерно: сначала прогреваются клапаны, камера сгорания, охлаждающая жидкость, потом каталитический нейтрализатор и моторное масло. Конечно, не стоит гонять мотор под окном соседей, ожидая его окончательного прогрева, да это и запрещено ПДД. Но, хотя бы минуту-другую крайне желательно не давать мотору повышенных нагрузок.
Если залитое моторное масло соответствует сезону, то особых проблем с холодными пусками быть не должно – если, конечно, АКБ заряжена. Однако зимой ей приходится очень тяжело: пусковые токи возрастают, по сравнению с теплыми временами, в несколько раз, поскольку любое моторное масло при понижении температуры сильно густеет. Поэтому, в былые времена, был популярен совет: включить перед пуском двигателя фары, чтобы таким образом немножко разогреть батарею. Теоретически какой-то резон в этом есть: холодная батарея неспособна выдавать те же токи, что теплая. Именно поэтому бывалые владельцы, не сумевшие утром пустить мотор, во все времена снимали АКБ с машины и тащили их домой – в тазик с горячей водой. Такое купание действительно способно пришпоривать батарею – если, конечно, она не разряжена полностью. Но вот от включения фар такой эффект не наблюдается: исследования показали, что тратить часть запасенной энергии на подобные эксперименты неразумно. Нагрева почти никакого, а батарея разряжается еще сильнее.
И еще пару слов о моторном масле. Самое морозостойкое масло имеет в своем обозначении первую цифру «ноль»: например – 0W-40. Остальные цифры говорят о допустимом диапазоне изменения вязкости масла при 100 ºС, а потому, казалось бы, к холодному пуску прямого отношения не имеют. Однако же на практике наблюдается любопытный эффект: низкотемпературная вязкость масел 0W-30 обычно оказывается ниже, чем в одноименном 0W-40! При этом выигрыш иногда доходит до 10 – 15%. Поэтому, если инструкция к автомобилю это разрешает, для облегчения холодных пусков желательно заливать именно тридцатку вместо сороковки. Кстати, при этом возможен крошечный выигрыш по экономичности во время прогрева: чем выше вязкость, тем больше потери на трение.
Источник: 5koleso